Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования Советский район
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Наш адрес:
628242, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Советский район,
г. Советский, ул. 50 лет Пионерии, 10
Приемная:
телефон: +7 (34675) 5-48-00, 5-48-10
факс: +7 (34675) 5-49-66
Эл. почта: adm@sovrnhmao.ru
Отдел по обращениям граждан:
телефон: +7 (34675) 3-02-78

Сообщения

22 ноября 2019

Пассажирские перевозки: безопасность, льготы, права

О требованиях законодательства по организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте. 

Комментирует старший помощник прокурора Югры по правому просвещению Дина Московских. 

Общие требования законодательства в сфере перевозок 

Автомобильный транспорт в современном мире играет ведущую роль в сфере пассажирских перевозок. При этом перевозчиками при осуществлении своей деятельности допускаются нарушения прав граждан.

Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах населенных пунктов муниципальных образований относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Транспортное обслуживание населения в пригородном и межмуниципальном сообщении действующим законодательством возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.                 В Югорском регионе этим органом является Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом регулируются Федеральными законами от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ), постановлениями Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», от 15.04.2011 № 272            «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», иными нормативными правовыми актами.

Стоимость проезда и льготы за проезд для отдельных категорий граждан

В соответствии с Законом № 220-ФЗ пассажирские перевозки подразделяются на регулярные перевозки по регулируемым тарифам (то есть осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд) и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (то есть осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком).

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона (ст. 14 Закона № 220 - ФЗ).

В автономном округе тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок утверждаются Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Федеральным и региональным законодательством для отдельных категорий граждан (инвалидов, участников ВОВ, ветеранов труда и боевых действий, пенсионеров, многодетных семей, школьников и студентов, детей-сирот, малоимущих граждан и других) установлены льготы по оплате проезда на общественном транспорте.

За оформлением мер социальной поддержки следует обращаться в Пенсионный фонд России (когда речь идет о федеральных льготах) или                   в органы социальной защиты населения (когда льготы установлены на региональном уровне), а также в отделения МФЦ.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления вправе также устанавливать смежные межрегиональные, межмуниципальные и муниципальные маршруты для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Право осуществления таких перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (ст. 17 Закона № 220-ФЗ).

При этом органы власти и местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответствующих бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, при условии согласования с перевозчиком размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот (ст. 20 Закона № 220-ФЗ).

Основные права пассажиров

При проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:

1) перевозить с собой бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения, за исключением случаев, когда в установленном порядке запрещена перевозка детей без предоставления им отдельных мест для сидения;

2) перевозить с собой бесплатно в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше пяти лет без предоставления отдельного места для сидения, за исключением случаев, когда в установленном порядке запрещена перевозка в детей без предоставления им отдельных мест для сидения;

3) перевозить за плату в багажном отделении транспортного средства или в отдельном транспортном средстве багаж в количестве не более двух мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров;

4) провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску;

5) при сдаче багажа для перевозки объявить его ценность (в этом случае с пассажира за перевозку багажа с объявленной ценностью взимается дополнительная плата в размере, установленном перевозчиком);

6) в случае опоздания к отправлению транспортного средства в течение трех часов или вследствие болезни, несчастного случая в течение трех суток с момента отправления транспортного средства, на которое был приобретен билет, возобновить действие билета на другое транспортное средство при условии доплаты, размер которой составляет двадцать пять процентов стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади, или получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом двадцати пяти процентов их стоимости;

7) в случае возврата билета в кассу не позднее чем за два часа до отправления транспортного средства получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом пяти процентов их стоимости или в случае возврата билета позднее этого срока, но до отправления транспортного средства получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом пятнадцати процентов их стоимости;

8) в случае невозможности продолжения перевозки пассажира до пункта его назначения по не зависящим от перевозчика причинам получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию;

9) возвратить билет в кассу до отправления транспортного средства и получить обратно полную стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в случаях отмены отправления транспортного средства, задержки отправления транспортного средства более чем на час, предоставления пассажиру места в транспортном средстве с оплатой проезда по более низкой цене, чем в том транспортном средстве, на проезд в котором пассажиру продан билет, непредоставления пассажиру указанного в билете места;

10) в случае согласия на проезд в транспортном средстве с оплатой проезда по более низкой цене получить разницу между оплаченной суммой и причитающейся за проезд, перевозку багажа, провоз ручной клади платой;

11) в случае предоставления транспортного средства с оплатой проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади по более высокой цене, чем в транспортном средстве, указанном в расписании, осуществить проезд, перевозку багажа, провоз ручной клади без доплаты;

12) бесплатного пользования залами ожидания, туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры;

13) потребовать от перевозчика возмещения убытков, причиненных ему в связи с задержкой отправления или прибытием с опозданием транспортного средства в пункт назначения, в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской федерации;

14) на гарантии, определенные Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей», в том числе на безопасность услуг и получение информации об оказываемой услуге.

Претензионный порядок разрешения споров

Пассажиры имеют право на защиту нарушенных прав в судебном порядке.

До предъявления к перевозчикам, фрахтовщикам исков, вытекающих из договоров перевозок пассажиров или договоров фрахтования, к таким лицам могут быть предъявлены претензии.

При этом претензионный порядок разрешения споров, вытекающих из договоров перевозок грузов, является обязательным.

Претензии оформляются в соответствии с правилами перевозок пассажиров, правилами перевозок грузов.

Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, фрахтователей и пассажиров при перевозках пассажиров и багажа или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы.

Коммерческий акт составляется при выявлении несоответствия наименования и количества мест багажа данным, указанным в багажной квитанции, повреждения (порчи) багажа, отсутствия багажа, указанного в багажной квитанции, обнаружения невостребованного багажа.

При выявлении иных обстоятельств оформляются акты общей формы.

Акт составляется перевозчиком в 2 экземплярах в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом, и должен быть выдан пассажиру в течение 3 дней. В случае отказа перевозчика от составления акта или при оформлении акта с нарушением установленных требований пассажир подает перевозчику заявление о таких нарушениях в письменной форме. Перевозчик обязан дать пассажиру мотивированный ответ на заявление в течение 3 дней. В случае подтверждения обоснованности заявления плата с пассажира за хранение багажа в течение времени, затраченного на составление коммерческого акта, не взимается.

Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров и багажа или предоставлением транспортных средств для перевозки пассажиров и багажа, предъявляются перевозчикам или фрахтовщикам по месту их нахождения.

К претензии прилагаются следующие документы, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии, или их копии, заверенные в установленном порядке:

а) коммерческий акт - в случае порчи, недостачи или повреждения принятого к перевозке багажа;

б) акт общей формы - в случае просрочки доставки багажа либо прекращения перевозки пассажиров и багажа по заказу по инициативе фрахтовщика;

в) билет - в случае задержки отправления или опоздания прибытия транспортного средства, выполняющего регулярные перевозки пассажиров и багажа в междугородном сообщении;

г) договор фрахтования или заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа - в случае непредоставления транспортного средства для осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу.

Перевозчики, фрахтовщики обязаны рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии.

Ответственность перевозчиков

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств перевозчик несет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Гражданско-правовая ответственность наступает в результате несоблюдения перевозчиком договорных обязательств, причинения вреда жизни и здоровью пассажиров, морального вреда, повреждения (порчи) их имущества.

Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом. При этом, как указано выше, при наличии споров, вытекающих из договоров перевозок грузов, необходимо соблюсти претензионный (то есть досудебный порядок) разрешения споров.

За нарушение правил перевозок пассажиров и багажа, порядка использования общественного транспорта ст.ст. 11.33, 11.14.1. - 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.

Нарушение перевозчиками прав потребителей (непредоставление или предоставление недостоверной информации о перевозчике, отсутствие в билетах стоимости проезда, иных необходимых реквизитов, неуказание в расписании регулярных перевозок интервалов отправления транспортных средств, отсутствие указателей, определяющих место для остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, на остановочных пунктах наименований остановочных пунктов, номеров маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, наименования конечного остановочного пункта, расписания для всех маршрутов регулярных перевозок) влечет административную ответственность, предусмотренную ст.ст. 14.7-14.8 КоАП РФ.

Кроме того, если действия (бездействие) перевозчиков повлекли за собой причинение вреда здоровью граждан, крупного ущерба или существенное нарушение их прав и законных интересов, в иных предусмотренных Уголовным кодексом РФ случаях наступает уголовная ответственность.

Контрольно-надзорные органы за деятельностью перевозчиков

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автобусами и контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки автомобильным транспортом, требований законодательства возложены на Северо-Уральское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Ространснадзора.

Территориальный отдел указанного управления по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре находится в г. Ханты-Мансийске, по ул. Шевченко, д. 36А.

Функции контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения на территории региона выполняет ГИБДД Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 108/2).

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа по региональному государственному контролю за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси (то есть транспортным средством, используемым для перевозки пассажиров и имеющим, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения) является Служба государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники автономного округа (Гостехнадзор Югры), расположенная в г. Ханты-Мансийске по ул. Посадская, 3.

Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей за хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа, возложен на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Управление Роспотребнадзора по автономному округу осуществляет свою деятельность по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, 72.

Однако следует помнить, что обращению пассажира в Роспотребнадзор за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав должна предшествовать подача заявления непосредственно к перевозчику.  

По смыслу  подп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» только в случае подтверждения пассажиром факта соблюдения обязательного предварительного претензионного порядка и того, что обращение перевозчиком не было рассмотрено, либо требования заявителя не были удовлетворены, Роспотребнадзор вправе провести внеплановую проверку деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя».

Служба информации портала «Открытый регион – Югра»

Возврат к списку

Демография за II кв. 2024г.
Зарегистрировано рождений: 82
Мальчиков 45 Девочек 37
Популярные имена:
Лев, Богдан,
София, Александра

БраковБраков: 40
Открытый бюджет / На 01.07.2024
млн. руб.ИсполненоУтверждено
Доходы:2728,85829,2
Расходы:2710,45905,2
Дефицит:-67,0
Профицит:18,4-