С 2014 года Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в порядок досудебного урегулирования налоговых споров внесены изменения.
Наиболее заметное из изменений заключается во внесении поправок в статью 138 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с ними c 01.01.2014 ненормативные акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в суде только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе. Исключение составляют ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, которые могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе и (или) в суде. Кроме того, в судебном порядке обжалуются ненормативные акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России), действия или бездействие его должностных лиц.
Таким образом, обязательный досудебный порядок обжалования с 01.01.2014 распространяется на все налоговые споры (например, жалобы на решения о привлечении к налоговой ответственности, действия (бездействие) должностных лиц, на отказ в возврате налога, на решения о приостановлении операций по счетам, на требования об уплате налога, пени или штрафа, на решения о взыскании налога, на отказы в предоставлении налогового вычета).
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
В статье 139.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются требования к форме и содержанию жалобы. Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.
Следует отметить, что порядок досудебного урегулирования налоговых споров имеет ряд преимуществ. В частности, это отсутствие необходимости уплаты госпошлины и судебных расходов, простота оформления жалобы, жалоба налогоплательщика будет рассмотрена в сжатые сроки, исполнение решения по жалобе будет произведено в сжатые сроки.
Обращаем внимание, 30.04.2020 вступил в законную силу приказ ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@ «Об утверждении формы жалобы (апелляционной жалобы) и порядка ее заполнения, а также форматов и порядка представления жалобы (апелляционной жалобы) и направления решений (извещения) по ним в электронной форме» с 01.07.2020 прием и получение решений по жалобам по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) станет возможным на всей территории Российской Федерации (для направления жалобы по ТКС необходима усиленной квалифицированной электронной подписи).
Межрайонная ИФНС России № 4 по ХМАО-Югре
млн. руб. | Исполнено | Утверждено |
---|---|---|
Доходы: | 3964,3 | 6132,6 |
Расходы: | 3835,7 | 6395,1 |
Дефицит: | - | 64,2 |
Профицит: | 128,6 | - |