С 01.07.2019 по 30.06.2021 на территории Российской Федерации проводится эксперимент по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» (далее – Постановление № 807).
Ответственность за проведение эксперимента несет Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее – ФНС России), она же выступает как оператор. Федеральная таможенная служба Российской Федерации размещает в системе сведения о декларировании товаров, которые нужно прослеживать. А Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) координирует деятельность ведомств.
Основная цель национальной системы прослеживаемости товаров – апробация механизмов прослеживаемости для противодействия незаконному ввозу и обороту таких товаров.
Таким образом, принцип национальной системы прослеживаемости заключается в следующем. Прослеживаемость товара обеспечивается путем присвоения каждой ввезенной партии Регистрационного номера партии товара (далее – РНПТ). Присвоенный РНПТ указывается в счет-фактурах, универсальных передаточных документах (далее – УПД) при реализации товара как налогоплательщиком на общем режиме налогообложения, так и на специальном. Обязанность указывать РНПТ в электронных счет-фактурах или УПД лежит на продавце.
Декларация по НДС, отчет об операциях составляются в электронной форме и передаются по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота в ФНС России (далее – оператор ЭДО). Представленные сведения в электронной форме позволят отследить передачу права собственности на товар от одного лица другому.
Методологической основой функционирования национальной системы прослеживаемости импортных товаров является Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС от 29.05.2019, вступившее в силу 03.02.2021.Соглашением предусматривается создание двух сегментов:
- внешнего (наднационального) сегмента прослеживаемости, который обеспечивает обмен информацией о пересечении границы между государствами-участниками ЕАЭС прослеживаемого товара (в марте 2022 года планируется реализовать пилотный проект, в рамках которого апробируют информационный обмен по прослеживаемости между государствами ЕАЭС);
- национального сегмента прослеживаемости, который обеспечивает прослеживаемость импортных товаров на внутреннем рынке государств-участников ЕАЭС. Разработана национальная система документальной прослеживаемости импортных товаров, которая в соответствии с Федеральным законом от 09.11.2020 № 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»», предусмотренной Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС (заключено в городе Нур-Султане 29.05.2019, ратифицировано Федеральным законом от 02.12.2019 № 386-ФЗ), вступит в силу – 01.07.2021.
В связи с указанными нововведениями с 01.07.2021 были внесены изменения в ряд нормативных правовых актов Российской Федерации.
1) в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс):
- обязанность налогоплательщиков, которые совершают операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, представлять отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости (пункт 2.3 статьи 23 Налогового кодекса);
- права налоговых органов истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, в рамках камеральных налоговых проверок (пункт 8.9 статьи 88 Налогового кодекса).
Например, будут выявлены расхождения между сведениями из декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) и уведомлением об остатках (организация подала уведомление об остатках на 5 бульдозеров, в ответ на которые ей был присвоен идентификатор партии – РНПТ, но в сведениях из книги продаж в декларации по НДС отражена реализация 6 штук с указанным РНПТ).
- проведением мероприятий налогового контроля – осмотр помещений налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки, в рамках которой выявлены несоответствия в части сведений по товарам, подлежащим прослеживаемости (статьи 91, 92 Налогового кодекса);
- дополнение формы счета-фактуры новыми графами и строкой (статья 169 Налогового кодекса).
2) В Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» внесены изменения в части наделения ФНС России полномочиями оператора национальной системы прослеживаемости в целях обеспечения создания, внедрения и сопровождения системы прослеживаемости; сбор, учет, хранение и обработку сведений, включаемых в систему; обмен сведениями с другими государственными информационными системами; а также контроль за операциями.
3) Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2021 № 534 внесены изменения в постановление Правительства от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» в части дополнения форм счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж новыми реквизитами прослеживаемости, к которым относятся РНПТ, единица измерения, используемая в целях прослеживаемости, и количество товара в этой единице измерения. Кроме того, форма счета-фактуры дополнена реквизитами документа об отгрузке, который будет указываться относительно каждой позиции (записи), указанной в счете-фактуре, а также порядковым номером записи в счете-фактуре.
Журналы учета, книги покупок и книги продаж также дополнены новой графой стоимость товаров, подлежащих прослеживаемости, в которой в подстрочниках к строке журнала или книги указывается стоимость товаров отдельно по каждому РНПТ.
4) Минюстом России 12.03.2021 зарегистрирован приказ Минфина России от 05.02.2021 № 14н «Об утверждении порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи» предусматривающий новые нормы электронного документооборота счетами-фактурам, содержащими сведения о товарах, подлежащих прослеживаемости:
- порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
- применение средств шифрования;
- порядка выставления и получения исправленных и корректировочных счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
-порядка проверки и внесения изменений в счет-фактуру в электронной форме.
Кроме того, подготовлены проекты постановления Правительства Российской Федерации (проходят независимую антикоррупционную экспертизу), а именно:
«Об утверждении порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров», в котором будут установлены основные понятия, применяемые в системе прослеживаемости; случаи возобновления и прекращения прослеживаемости; обязанности субъектов формирования национальной системы прослеживаемости. В частности, установлены случаи и порядки представления отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости (Приложение № 1).
«Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации», которым предусмотрено утверждение перечня товаров, подлежащих прослеживаемости и критериев отбора товаров в перечень. Согласно Постановлению № 807 в эксперименте участвовали следующие категории товаров (Приложение № 2):
- холодильники;
- автопогрузчики;
- бульдозеры;
- машины стиральные;
- мониторы и проекторы;
- схемы электронные интегральные;
- транспортные средства промышленного назначения;
- коляски детские;
- детские сиденья (кресла) безопасности.
Данная информация доведена до Инспекций округа письмом Управления от 21.04.2021 № 11-13/06327.
«Об утверждении критериев отбора отдельных видов товаров для включения в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации» (Приложение № 3).
- В отношении товаров установлены меры нетарифного либо технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры в соответствии с правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации.
- Отсутствие товара в перечнях систем контроля оборота товаров на территории Российской Федерации при одновременном выполнении соответствующих условий.
«Приказ ФНС, утверждающий новые формы, форматы и порядки заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и уведомлений о ввозе, перемещении и об остатках», который включает в себя формы, форматы и порядки заполнения:
- отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости;
- уведомления о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства-члена ЕАЭС на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
- уведомления о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства – члена ЕАЭС;
- уведомления об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости.
Подготовлены изменения в Кодекс об административных правонарушениях (далее - КоАП). На данный момент подготовлены соответствующие предложения по внесению изменений в КоАП, согласно которым предлагается следующий перечень мер ответственности (вступают в силу 01.07.2022):
- непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, в нарушение требований, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 23 Налогового кодекса – влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ.
- неотражение (неполное отражение, искажение) сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, в счете-фактуре и (или) в универсальном передаточном документе – влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей за каждый такой счет-фактуру или за каждый такой универсальный передаточный документ. По данному правонарушению будет предусмотрена возможность освобождения от ответственности налогоплательщика, если он сам исправил допущенную ошибку.
- непредставление операторами электронного документооборота счетов-фактур и универсальных передаточных документов, сведений, указываемых в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере одной тысячи рублей за каждый непредставленный счет-фактуру, в том числе корректировочный, и (или) за каждый непредставленный универсальный передаточный документ, содержащие регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (вступает в силу 01.01.2023).
Меры ответственности в части прослеживаемости товаров в соответствии с Налоговым кодексом в настоящее время не предусмотрены.
Управление обращает внимание, что с проектами форм документов и нормативно-правовых актов, можно ознакомиться на официальном сайте ФНС России, размещенном по электронному адресу: https://www.nalog.gov.ru/rn86/related_activities/spt/#t3. Путь: Главная страница / Иные функции ФНС России / Национальная система прослеживаемости импортных товаров.
Эксперимент по использованию национальной системы прослеживаемости проводится для проверки работы системы для сбора, учета, хранения и обработки сведений о товарах для борьбы с контрабандой (постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2020 № 913). В эксперименте добровольно участвуют организации и индивидуальные предприниматели, которые совершают с товарами из перечня хотя бы одну из следующих операций:
- ввозят товары из стран, которые не входят в ЕАЭС, оформляют таможенную декларацию и являются ответственными за финансовое урегулирование;
- продают или покупают товары на территории Российской Федерации;
- реализуют товары оптом организациям и предпринимателям из стран ЕАЭС.
Отличия между маркировкой товаров и системой прослеживаемости.
Маркировка – это идентификатор товара, содержащий основные сведения о продукции. Наносимая на товар или его упаковку, маркировка может иметь вид текста, рисунка, условного знака и имеет следующие отличительные признаки. Отличительные признаки:
- на упаковку товара или сам товар наносится код;
- маркированным товарам присваивается контрольный идентификационный знак (далее – КИЗ);
- фиксируется цепочка «Производитель – конечный потребитель». Описание любого товара присутствует в мобильном приложении «Честный знак»;
- КИЗ указывается в табличной части УПД в столбце «Средства идентификации товара»;
- налоговые органы через операторов фискальных данных уведомляют о выбытии товара из оборота;
- в УПД одновременно могут быть маркированные и немаркированные товары;
- необходимо формировать электронный УПД и передавать любым доступным способом в государственную систему маркировки товаров (далее – ГИС МТ).
Национальная система прослеживаемости – информационная система, обеспечивающая сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров (статья 11 Налогового кодекса). Отличительные признаки:
- на товар ничего не наносится, так как учет идет париями, а не поштучно;
- товарам, подлежащим прослеживаемости, присваивают специальные регистрационные номера партии (далее – РНПТ);
- прослеживается количество ввезенных и проданных на территории Российской Федерации товаров;
- РНПТ указывается в табличной части УПД в столбце «Сведения о прослеживаемости»;
- после продажи конечному потребителю, соответствующая информация отражается либо в налоговой декларации, либо в отчете об операциях и отправляется 1 раз в квартал;
- в УПД могут быть только товары, подлежащие прослеживаемости;
- передача УПД между контрагентами возможна только при участии ЭДО.
Порядок отражения информации о реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, требуется отражать следующим образом (письмо Минфина России от 30.03.2021 № 27-01-24/23047):
- РНПТ указывается в счете-фактуре (универсальный передаточный документ);
- налогоплательщик НДС, отражает в книге продаж (в разделе 9 налоговой декларации по НДС);
- организация (индивидуальный предприниматель) не являющаяся плательщиком НДС отражает такую операцию в отчете об операциях с товарами подлежащих прослеживаемости.
При этом налогоплательщик самостоятельно формирует РНПТ из номера декларации на товары и порядкового номера товара в указанной декларации.
При ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, из государств - членов ЕАЭС в течение 5 дней с даты принятия таких товаров на учет, налогоплательщик подает уведомление о ввозе товара, подлежащего прослеживаемости, в ответ на уведомление ФНС России будет направлена квитанция с присвоенным РНПТ для товаров, указанных в уведомлении.
Для получения РНПТ по имеющимся остаткам для целей реализации после 01.07.2021 необходимо провести инвентаризацию имеющихся импортных товаров на предмет наличия остатков товаров, подлежащих прослеживаемости, и подать уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, в ответ на уведомление ФНС России будет направлена квитанция с присвоенным РНПТ для товаров, указанных в уведомлении.
Прослеживаемость не распространяется на следующие товары:
- полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на территории Российской Федерации или операций по переработке для внутреннего потребления (продукты переработки, отходы и остатки), помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Российской Федерации и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров Российской Федерации и помещенные под таможенную процедуру для внутреннего потребления;
- подлежащие прослеживаемости, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, пользующимися привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
- отчужденные физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
- сведения об операциях, которые составляют государственную тайну.
Когда товар выбывает из системы прослеживаемости, информацию о нем организации и индивидуальные предприниматели обязаны будут включить в ежеквартальную декларацию по НДС. Те, кто не является плательщиком НДС, будут отчитываться по специальной форме.
Таким образом, выделим следующие этапы реализации системы прослеживаемости.
С 01.07.2021 после утверждения постановлением Правительства Российской Федерации перечня товаров, подлежащих прослеживаемости:
- все налогоплательщики, имеющие в собственности на 01.07.2021 товар, подлежащий прослеживаемости, после проведения инвентаризации обязаны направить уведомления об остатках и получить РНПТ для таких товаров. При ввозе из третьих стран, налогоплательщики самостоятельно формируют РНПТ, а при импорте из стран ЕАЭС – РНПТ получают от ФНС России. Присвоенное РНПТ отражаются в налоговых декларациях по НДС и отчетах об операциях с товарами. Уведомления о перемещении, о ввозе, об имеющихся остатках формируются в электронной форме.
- сведения о прослеживаемых товарах отражаются налогоплательщиками, применяющими общую систему налогообложения, в налоговых декларациях по НДС;
- формируется отчет о прослеживаемых товарах налогоплательщиками, применяющими специальный режим налогообложения, а также операции выбытия/возобновления;
- формируется обязательный электронный документ всеми налогоплательщиками.
С 2022-2023 годов (даты могут быть изменены):
- привлечение к ответственности (отложенная норма, вступает в силу с 01.07.2022);
- представление операторами ЭДО счет-фактуру (УПД) всех плательщиков (отложенная норма, вступает в силу с 01.01.2023).
Приложение: Загрузить
млн. руб. | Исполнено | Утверждено |
---|---|---|
Доходы: | 3964,3 | 6132,6 |
Расходы: | 3835,7 | 6395,1 |
Дефицит: | - | 64,2 |
Профицит: | 128,6 | - |