Предоставление услуг общественного питания регламентировано Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1036 от 15 августа 1997 года.
Право потребителя на информацию
В соответствии со ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» на вывеске организации общественного питания размещается следующая информация: фирменное наименование (наименование) организации; место ее нахождения (адрес); тип, класс и режим работы. Индивидуальный предприниматель также должен предоставить информацию о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа. Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию (розничная продажа алкогольной продукции), то он обязан довести до потребителя информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем, которая размещается в удобных для ознакомления потребителем местах (уголок потребителя). Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация должна содержать:
- перечень услуг и условия их оказания;
- цены в рублях и условия оплаты услуг;
- наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
- сведения о весе (объеме) порции готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции.
- сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро – и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов).
- обозначение нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.
- правила оказания услуг общественного питания.
Если потребитель хочет взвесить блюдо исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции согласно п 21 Правил оказания услуг общественного питания. Для проверки потребителем правильности меры и веса приобретенного блюда на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование (весы).
Права потребителя при оказании услуг общественного питания
В соответствии со статьей 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
- безвозмездного изготовления продукции общественного питания надлежащего качества;
- отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный потребителем срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.
Потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору согласно ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 27 Правил оказания услуг общественного питания. В состав фактически понесенных расходов входит стоимость работ и услуг персонала кафе и полная стоимость использованных продуктов питания, затраченных для приготовления блюда. Все расходы должны быть подтверждены документально.
01.01.2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
В соответствии с пп «в» п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294 –ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условий, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).
Указанное означает, что для граждан, целью обращения которых в Роспотребнадзор (его территориальные органы) является постановка вопроса о проведении в отношении соответствующих юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, организация и проведение которых регламентированы положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, вышеназванными новеллами фактически вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту.
Тем самым юридические лица и индивидуальные предприниматели заинтересованы в решении вопроса в претензионном порядке и удовлетворении требований потребителей.
Главный специалист-эксперт Жакова Е.В.
млн. руб. | Исполнено | Утверждено |
---|---|---|
Доходы: | 887,0 | 5777,6 |
Расходы: | 885,5 | 5861,4 |
Дефицит: | - | 66,7 |
Профицит: | 1,5 | - |