В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Югорске и Советском районе участились случаи обращений потребителей по вопросу взимания платы за обслуживание клиентов при оказании услуг общественного питания, как правило, это составляет порядка 10% от стоимости заказа.
Так, при проведении внеплановых проверок ресторанов «Вавилон» и «Берлога» в г. Советский по обращениям жителей, были выявлены факты взимания процентов от суммы счета за обслуживание. По фактам выявленных нарушений были составлены протоколы по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ (Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством РФ требований), выданы предписания об устранении административного правонарушения. Предписания выполнены в установленные сроки, нарушения устранены.
В этой связи, напоминаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребовать от исполнителя (продавца) возврата уплаченной суммы. Согласно п. 3 Правил услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, которые определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом. В соответствии с ГОСТ Р 50935-2007 официант – это работник занимающийся обслуживанием потребителей в зале, в том числе сервировкой стола, подачей блюд, напитков, расчетами с потребителями. Таким образом, обслуживание – это действие официанта по оказанию услуги общественного питания в кафе, ресторане, осуществление которого неразрывно связано с самой услугой и данное действие невозможно квалифицировать как отдельную самостоятельную услугу. Как правило, из условий договора по оказанию услуг общественного питания усматривается, что оплата от суммы заказа за обслуживание при предоставлении услуги общественного питания является обязательной (ее цена указана в меню, счете заказе, выдаваемом официантом). Поскольку данная услуга не имеет потребительской ценности и обслуживание – это обязанность организации общественного питания, следовательно, взимание оплаты за обслуживания является нарушением прав потребителей.
млн. руб. | Исполнено | Утверждено |
---|---|---|
Доходы: | 887,0 | 5777,6 |
Расходы: | 885,5 | 5861,4 |
Дефицит: | - | 66,7 |
Профицит: | 1,5 | - |