Наверно каждому пользователю сотового телефона периодически приходит смс-реклама о новых услугах операторов, акциях, скидках и прочей информации. С целью продвижения своих товаров и услуг многие предприниматели забывают о законности своих действий. Данное направление регулирует Федеральный закон «О рекламе». В соответствии с частью 1 статьи 18 распространение рекламы через смс-оповещения допустимо, но при условии, что рассылка осуществляется с предварительного согласия абонента на получение рекламы. Если данное условие не соблюдается, что и происходит в большинстве случаев, ответственность за нарушение законодательства несет рекламораспространитель, т.е. лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Вместе с тем, при заполнении анкет в магазинах и различных салонах услуг необходимо внимательно читать информацию в анкете. Если есть пункт о согласии на получение рекламы, а она вас не интересует, нужно письменно обозначить свой отказ. Таким образом, если нет согласия абонента или адресата такая реклама незаконна и противоречит ч.1. ст.18 ФЗ О рекламе. Обязанность доказательства наличия согласия абонента лежит на рекламораспространителе.
Отметим, что при оплате услуг мобильной связи в терминалах (например, НОВОПЛАТ, QIWI) абонент, согласно условиям оказания услуг, размещенным в разделе «Информация», автоматически дает согласие на обработку своих персональных данных и их использование для рассылки sms-рекламы. Во избежание получения СМС-рекламы необходимо учитывать данные условия при получении услуг или использовать другие способы осуществления платежа.
С жалобами по навязчивой рекламе следует обращаться в антимонопольный орган, а именно в территориальный орган ФАС России в регионе проживания получателя спама.
Мера административной ответственности за данное правонарушение со стороны рекламораспространителя установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ:
И влечет за собой административный штраф в размере от двух тысяч до пятисот тысяч рублей.
При поддержке ФАС России с 2014 года в федеральный закон «О связи» были внесены важные изменения – у операторов связи появилась законная возможность применять антиспам-платформы по заявлениям абонентов.
На сегодняшний день, абонент вправе обратиться к своему оператору связи с требованием о прекращении передачи на его телефон смс-сообщений с указанием номеров или кодов идентификации, от которых абонент отказывается. Оператор обязан прекратить рассылку с данных номеров на телефон абонента. Важно, что эта услуга является бесплатной.
Законом также установлено, что рассылка по сетям связи должна осуществляться только путем заключения договора между заказчиком рассылки и оператором связи, обслуживающим данных абонентов.
Введение данных норм позволит минимизировать количество спам-сообщений, а также значительно упростит установление рекламораспространителя, виновного в незаконной рассылке, так как антимонопольному органу не нужно будет выявлять всю цепочку спамеров и выяснять, чьей обязанностью было собирать согласия получателей на рекламу.
Отметим, что за прошлый год количество жалоб в Ханты-Мансийское УФАС России сократилось в разы, а с начала года жалоб на смс-спам и вовсе не поступало.
млн. руб. | Исполнено | Утверждено |
---|---|---|
Доходы: | 3964,3 | 6132,6 |
Расходы: | 3835,7 | 6395,1 |
Дефицит: | - | 64,2 |
Профицит: | 128,6 | - |