Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в очередной раз отменил решения Арбитражного суда Югры и Восьмого арбитражного апелляционного суда в пользу Ханты-Мансийского УФАС России. Причиной судебного разбирательства послужил аукцион Депгосзаказа Югры на осуществление капитального ремонта противотуберкулезного диспансера в городе Ханты-Мансийск. По мнению одного из участников аукциона, критерии аукционной документации ограничивали конкуренцию и устанавливали завышенные требования, не предусмотренные действующим законодательством, а именно: наличие лицензии МЧС, на монтаж, техобслуживание и ремонт противопожарных преград, одновременно со свидетельством о допуске к работам по организации строительства.
Из материалов дела следовало, что выполнение работ по огнезащите не является самостоятельным объектом закупки, а лишь входит в состав подрядных работ по капитальному ремонту здания. Поскольку законодательство о контрактной системе и проект контракта не содержат запрета на привлечение субподрядчиков для выполнения работ, каждый участник вправе привлекать третьих лиц для исполнения государственного контракта.
В связи с этим, участник аукциона не должен обладать свидетельством о допуске к строительным работам и лицензией по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживании средств пожарной безопасности одновременно. Поэтому комиссия антимонопольного органа решила, что установленные требования ограничивают количество участников закупки, и выдала Депгосзаказа Югры предписание об отмене протоколов прошедших аукционов.
Отстаивать свою позицию Ханты-Мансийскому УФАС России пришлось в трех судебных инстанциях, две из которых, решение антимонопольного органа не поддержали.
В свою очередь, суд Западно-Сибирского округа, проверив обоснованность доводов, посчитал, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене. По мнению суда, удовлетворяя жалобу Депгосзаказа Югры, суды первой и апелляционной инстанций признали аукционную документацию соответствующей Закону о контрактной системе. Вместе с тем судами не учтено, что согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса, подрядчик вправе выполнять работы собственными силами либо с привлечением субподрядных организаций.
Таким образом, в удовлетворении требований Департаменту госзаказа Югры было отказано. По мнению суда Западно-Сибирского округа, у судов первой и второй инстанций отсутствовали основания для признания недействительными оспариваемые решения и предписания Ханты-Мансийскому УФАС России.
«Уже не в первый раз Ханты-Мансийское УФАС России отстаивает право участников аукциона на привлечение субподрядчиков для выполнения госконтракта в суде, что, безусловно, обеспечивает конкуренцию на рынке строительных работ. Кроме того, это исключает возможность создания искусственных административных барьеров для бизнеса» - отметил руководитель Ханты-Мансийского УФАС России Артур Демкин.
млн. руб. | Исполнено | Утверждено |
---|---|---|
Доходы: | 3964,3 | 6132,6 |
Расходы: | 3835,7 | 6395,1 |
Дефицит: | - | 64,2 |
Профицит: | 128,6 | - |